«Читу газифицируем однозначно»: интервью МинЖКХ о перспективах появления газа в Забайкалье
Газификация Забайкальского края отчасти кажется миражом в пустыне. Тем не менее, министерство ЖКХ и энергетики, которое курирует вопрос газификации региона, настроено оптимистично.
Начальник отдела политики энергосбережения, топлива и газоснабжения министерства ЖКХ региона Александр Суханюк в интервью информационному агентству «Чита.Ру» рассказал о перспективах газификации Забайкалья. Текст беседы опубликован 24 марта на сайте издания.
— Когда в Забайкалье придёт газ?
— Нормативные сроки, которые необходимы для согласования и внесения изменений в схему территориального планирования РФ, чтобы узаконить маршрут газопровода по Забайкалью, по информации «Газпрома» и Минэнерго, займут 2 года. Плюс время на стройку.
— Это долго?
— Года три. То есть, 2025–2026 годы. Непосредственно, когда газ у нас придёт в Читу.
— Придёт? Вы верите в это?
— Я думаю, что Читу мы однозначно газифицируем. Что касается газификации всего Забайкальского края, здесь наиболее вероятна газификация именно сжиженным природным газом (СПГ). Он актуален для небольших деревень, сёл. Что касается крупных городов региона, здесь просматривается эффективность газификации трубопроводом.
— То есть, будет такой микс?
— Вероятнее всего.
— А для СПГ нужен завод или из Братска выгоднее возить?
— Если трубопровод дойдёт до Читы, то, конечно, нужно строить завод в Чите.
— Как вы оцениваете первый проект газификации Забайкалья, который рассматривался ещё во времена губернаторства Равиля Гениатулина — тянуть трубу от Ковыктинского месторождения?
— Да, это была первая схема. Позднее «Газпром» делал корректировку первоначальной схемы газоснабжения в 2016 году. Собирали исходные данные, просчитывали, анализировали и презентовали схему в 2018 году. Работа началась при Константине Ильковском, а закончилась уже при Наталье Ждановой. Наталья Николаевна согласовала эту схему. Комиссия «Газпрома» приезжала в феврале 2018 года и презентовала её министерству территориального развития, министерству природы, министерству экономики и РСТ.
— Что это за схема?
— В схеме представлено два варианта трубопровода. Первый — через Иркутск и Улан-Удэ от Ковыктинского месторождения. Второй возможный маршрут — через Сковородино от «Силы Сибири» — от Чаяндинского месторождения. Первый вариант не поддержали, из-за сложности прохождения охранных зон через озеро Байкал. Поэтому основной упор в этой генеральной схеме сделан на маршруте Сковородино — Чита — Улан-Удэ (от «Силы Сибири»).
«Газпром» составил предварительное технико-экономическое обоснование, также подготовили два варианта газоснабжения непосредственно самого региона.
— Какие?
— Первый вариант предусматривает строительство газоотводов от газопровода по районам и населённым пунктам. Для более мелких населённых пунктов был предусмотрен вариант газификации сжиженным природным газом. Второй — это строительство в Чите завода по сжижению газа, а далее — железнодорожная и автомобильная доставка до потребителей в районах.
Но основная проблема и в первом, и во втором варианте — высокая стоимость газа для конечного потребителя.
— То есть, газ оказывается дороже, чем уголь?
— Даже дороже дров. Если сопоставлять стоимость газа, с учётом строительства инфраструктуры, с углём или дровами, исходя из теплоёмкости, получалось, что он в 2,5 раза будет дороже. Но 2 марта этого года были проведены парламентские слушания в Совете Федерации. Поступило предложение рекомендовать Минэнерго и ФАС России разработать механизм по компенсации газоснабжающим организациям как раз разницу в стоимости газа между среднероссийским уровнем и тем, который будет насчитан для Забайкальского края.
— То есть, без этого согласования вряд ли что-то получится?
— Это один из ключевых моментов — обоснование экономической эффективности. Нам нужно убедить «Газпром», чтобы они вложили деньги. Сейчас госкорпорация резонно замечает, что, если они установят тарифы на среднероссийском уровне, газопровод не окупится. Если установить экономически обоснованные тарифы, которые окупят вложенные инвестиции, то у нас газ будет нерентабельным. Его никто не будет за такую цену потреблять.
Сколько стоит подключить дом к газовым сетям?
— В среднем по стране — 300 тысяч рублей. Это дорого. Далеко не все потянут. Даже с учётом того, что это удобно и экологично. Объективная реальность такова, мало кто найдёт на это деньги. Предпочтут топить дровами и углём. Ожидаем, что в итоговый протокол слушаний в Совете Федерации также будет предусмотрен механизм поддержки при подключении домохозяйств. Будем отрабатывать с Минэнерго, искать источники финансирования.
— Налажен контакт с Минэнерго, понимают они нашу заинтересованность в газификации?
— Судя по парламентским слушаниям, Александр Валентинович Новак (министр энергетики России)говорил, что вопрос газификации не отбрасывается полностью. Он рассматривается. Презентовал некоторые моменты — показал примерный маршрут газопровода, который видит Минэнерго. Будет создана рабочая группа с участием региона и Минэнерго.
— Маршрут совпадает с нашим?
— Минэнерго рассматривает один из наших вариантов – газификацию через Иркутск – Улан-Удэ и до Читы. Мы рассматриваем и второй вариант.
— От Сковородино?
— Для нас идеальный маршрут: Сковородино — Чита — Петровск-Забайкальский — Улан-Удэ. От Сковородино нам предпочтительней, так как в этом случае газопровод пройдёт по всему краю.
— А как дешевле?
— Стоимость сопоставима, потому что протяжённость примерно одинаковая. Окончательное решение будет принято после технолого-экономического обоснования и просчёта обоих вариантов.
— Вас не смутили во время парламентских слушаний слова Новака о том, что регионы должны выбрать лучшую генерацию: «если вы ходите по углю, зачем вам газ»? Не показалось, что это камешек в наш огород?
— Нет. Со своей стороны мы подготовим необходимые обоснования. С точки зрения экономической эффективности, конечно, нужны будут компенсации. Кроме того, есть ещё и экологический аспект. Выбросы от объектов электрогенерации мониторит Росприроднадзор, и они соответствуют нормативам. А вот разросшийся частный сектор, который сейчас не попадает под регулирование, логично газифицировать. Это должно существенно снизить загрязнение воздуха.
— Вы чувствуете заинтересованность «Газпрома» в газификации Забайкалья?
— Да, вопрос газификации Забайкалья поднят на очень высокий уровень. Он был поддержан и Валентиной Матвиенко, и Александром Новаком. В Совете Федерации будет создана рабочая группа.
— А политическая воля отдельных персон нужна?
— Нужна. Нас поддержал Владимир Владимирович Путин. Валентина Ивановна Матвиенко тоже поддержала. Нам удалось обратить на себя внимание. Также имеем поддержку различных федеральных органов исполнительной власти, таких, в том числе, как Минэконом и Минвостокразвития.
— Сейчас вопрос на каком этапе?
— Работаем с протоколом слушаний, состоявшихся в Совете Федерации. Готовим запросы в Минэнерго РФ и «Газпром».
— Всё что зависит от нас мы сделали?
— Да. Нам нужно было составить топливно-энергетический баланс Забайкальского края с пересчётом наших традиционных видов топлива через переводные коэффициенты в природный газ. Также требовалось предоставление перечня потребителей в разрезе муниципальных образований с их примерной перспективной потребностью (инвестпроект) в природном газе. Это тоже сделано.
— Строительство внутрираспределительных сетей — это задача регионов?
— За межмуниципальные сети отвечает регион, за подготовку распределительной инфраструктуры внутри поселений — администрации поселений.
— Это большие затраты?
— Затраты большие. Забайкалью, конечно, нужно дополнительное субсидирование для решения этих задач.
— А есть какая-то приблизительная цифра — сумма, которая нужна на газификацию Забайкалья? Можно её называть?
— Если возвращаться к существующей схеме газоснабжения, то газопровод — 180 миллиардов рублей.
— Это только газопровод? А сети?
— Только газопровод. Про сети сказать сложно, всё будет зависеть от удалённости газопровода.
— Энергетики готовы перейти на газ? Был разговор с ТГК-14?
— Разговор был. Они рассматривают такую возможность. Но многое зависит от того, по какой цене газ к нам придёт. Потому что мы понимаем, если это будет дороже традиционных видов топлива, всё скажется на тарифах. А мы не можем допустить резкого роста тарифов. Нужно выдержать баланс интересов всех сторон.
А замена оборудования?
— Это задача энергетиков. Они это понимают.
В газификации самый сложный вопрос — финансовый. Расстояние между населёнными пунктами у нас огромное. Население небольшое. Сложный рельеф местности.
— Тем не менее, газификация должна быть.
— Да, конечно. Если говорить о сжиженном природном газе, пару недель назад пришло экономическое предложение от одного из заводов Якутии. Они готовы нам поставлять СПГ. Встал вопрос о строительстве нашей внутренней инфраструктуры, чтобы этот газ принимать.
— Будем строить?
— Будем проводить теплотехнические расчёты по объектам ЖКХ. По объектам электрогенерации возить СПГ опасаемся, учитывая их уровень потребления. ТЭЦ-1 ежедневно сжигает по 150 вагонов угля, чтобы нормально функционировать. Уголь идёт из местных разрезов, и можно всё прогнозировать, чтобы не допускать задержек. Если возить СПГ из Якутии, большое расстояние. Есть риски.
— То есть для перевода генерации на газ нужен газопровод?
— Конечно. Что касается объектов ЖКХ и их переход на сжиженный природный газ, то будем оценивать оба варианта. Мы сформировали техническое задание на проведение теплотехнических расчётов. После получения готовых технико-экономических обоснований будет понимание о реальных объёмах потребления и реальной стоимости эксплуатационных затрат на объектах ЖКХ. Будет расчёт генерации, подготовка проекта, строительство, открытие вентиля, и вот уже Забайкалье — газифицированный регион.